Картотека дидактических игр
по патриотическому воспитанию
Дидактическая игра в жизни дошкольника.
С раннего возраста дети
активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным
видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические
игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач
дидактической игры является развитие активной и интересной для
детей игровой деятельности.
Дидактическими
называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются
наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности. Они
выступают как средство всестороннего воспитания личности
ребенка, формирующие социальную активность, которая выражается в
разнообразной деятельности ребенка, такой как образовательная,
воспитательная, трудовая, двигательная, коммуникативная, нравственная,
эстетическая. Дидактические игры позволяют шире приобщить
детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна
из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально -
познавательном содержание самой игры.
Образовательными структурными
элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и
развивающая задачи, а также правила и игровые действия.
Проведение самой дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с
содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры,
показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов
игры (анализ игры).
Дидактическая игра по
нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной
деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных
способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры,
отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное
отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего
мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии,
о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и
обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой
деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения
в общественных местах. И оно направлено на формирование
правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и
способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям.
« Мой
адрес…»
Цель:
формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города,
номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё,
неприкосновенность жилища.
Материал:
мяч.
Ход игры:
все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на …
этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т.д.
«Наш детский
сад ».
Цель:
закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они
выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение
ориентироваться по плану в пространстве.
Материал:
фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2
этажа, группы.
Ход игры: По
фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По
плану дети ориентируются в пространстве.
«Поиски
добрых слов».
Цель:
раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские
отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства
правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Ход игры:
Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как
применяются эти вежливые слов.
«Путешествие
по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель:
обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают
чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять
правила этикета, правила поведения.
Материал:
картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры:
Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином
месте, какие поступки хорошие..
«Наша
страна».
Цель:
Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал:
иллюстраций, фотографий.
Ход игры:
воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.
«Малая
Родина ».
Цель:
Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках
и достопримечательностях.
Материал:
иллюстрации, фотографий города и нашей области.
Ход игры:
воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Расскажи о
своей семье»
Цель:
Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в
жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи,
гордиться ими, любить их.
Материал:
Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с
генеалогическим древом семьи.
«Как я дома
помогаю?»
Цель:
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и
мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал:
Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и
рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные
поступки»
Цель:
Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать
понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе
дело ради другого человека.
Материал:
мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры:
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам
(женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из
игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку
по своему желанию.
«Вежливые
слова»
Цель:
Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу,
желание помочь друг другу.
Материал:
сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул
другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры.
Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине
«Где
находится памятник?»
Цель:
знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал:
изображения памятников.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где
установлен этот памятник.
«Наш
микрорайон».
Цель:
Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях,
построенных в ближайшем окружении детсада.
Материал:
фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.
Ход работы :
По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне,
об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.
«Назови виды
спорта».
Цель:
закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что
занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал:
картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое
изображение человечков.
Ход игры :
Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта,
летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Моих
родителей зовут…»
Цель:
Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Материал:
семейные фотоальбомы.
Ход игры:
дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и
папы.
«Вчера-
сегодня»
Цель:
развивать чувство времени у детей.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно
касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками
сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети
разводят руками.
«Кто в какой
стране живет?»
Цель:
расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и
иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического
мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец».
Ход:
Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот
человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец…)
«Путешествие
по планете Земля»
Цель: Закрепить
знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус).
Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).
Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины,
леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы
живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с
изображением планеты.
«Узнай по
описанию кто это »
Цель:
закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному
краю, к Родине.
Материал:
Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры:
Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.
«У кого
какой домик »
Цель:
закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже
имеют право на жильё и неприкосновенность жилища. Материал: картинки и
иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры:
Медведю – берлога. Белке – дупло.
«С какого
дерева листок»
Цель:
закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать
относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал:
Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая
аптека»
Цель:
закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном
использовании их в лечебных целях.
Материал:
гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.
Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая
красная книга »
Цель:
закрепить знания детей о редких растениях, животных, птицах нашего края
занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство
ответственности.
Материал:
«малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и
иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц. Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети
называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Страны и
народы»
Цель:
Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к
жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к
культуре и традициям разных народов мира.
Материал:
глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных
народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира.
Рассказывает о них.
«Из чего
построен дом»
Цель:
совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище
человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя
прилагательное.
Материал:
Изображение разных жилищ человека.
Ход игры:
Дети рассматривают изображения домов. Словообразования: стекло - стеклянный,
камень - каменный.
«Жилое –
Нежилое»
Цель:
закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми.
В жилых
проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал:
картинки и иллюстрации с изображением разных строений.
Ход игры:
Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: Дом - жилой,
магазин – нежилой….
«Назови
ласково»
Цель:
совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские
взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные
слова, знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша - Мишенька, Даша-
Дашенька, Дашуля.
« Я люблю… »
Цель:
воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу,
развивает коммуникативные способности.
Ход игры:
Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям
присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а
кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
«Как найти
дорожку в детский сад?»
Цель:
Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять
расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять
направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности
(микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры :
дети ориентируются по плану и на макете.
«Продолжи
пословицу»
Цель:
знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память,
логическое мышление.
Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Птицы
нашего города (края)»
Цель:
знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине,
родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал:
карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный
совместно с родителями.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и
определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Богатства
недр земли».
Цель:
расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми
(уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления
детей о внутреннем строении земли.
Материал:
коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры -
Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать
его.
«Мир
предметов»
Цель:
обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы
изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения
(применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства).
Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова
прилагательные.
Материал:
Картинки и изображения предметов обихода.
Ход игры:
чугун - чугунный, дерево - деревянный…
«На суше, в
небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель:
Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал;
таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход,
грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры:
Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для
каждой из них на большой картине и составить предложение.
«На суше, в
небе, по воде, под водой (животный мир )»
Цель:
Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал;
таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.
Ход игры:
Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для
каждой из них на большой картине и составить предложение.
«Кому что
нужно для работы?»
Цель:
Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных.
Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях
людей.
Материал
карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Дети рассказывают о профессиях, определяют предметы, необходимые для их
работы.( Повару – поварешка).
«Отгадывание
и толкование загадок».
( об армии,
солдатах, Родине, растительном и животном мире)
Цель:
знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей,
умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно - патриотическую тему.
Материал:
загадки и картинки с отгадками.
Ход игры:
воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.
«Скажи
какая»
Цель:
развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора
определений к слову.
Материал:
карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней,
подобрать определения к изображению.( Родина – огромная, могучая, красивая,
бескрайняя) и т.д.
«Составь
семейку»
Цель:
развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора
однокоренных, родственных слов.
Материал:
карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней и
подобрать родственные однокоренные слова к нему: родина, родной, родители,
родственник, родинка; герой - геройский, героический, героизм; защита -
защитник, защищать.
«Отгадай
профессию»
Цель:
Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на
мужские и женские.
Материал:
карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети
отгадывают, что это за профессия.
«Я имею
право...»
Цель.
Расширить область правовых знаний детей.
Материал:
Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с
изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на
велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры:
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные
обсуждают правильность принятого решения.
«Кто что
делает?»
Цель:
формировать навык подбора глаголов к существительным. Развивать речь,
логическое мышление, память.
Материал:
карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Повар - варит, жарит и т.д.
«Кто мы?
Какие мы?»
Цель:
Закрепить знания детей о человеке , знакомить с внешним строением тела и его
возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-
следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное
отношение к себе и к окружающему миру . Материал : картины и изображения
человека(мужчины и женщины.
Ход игры:
воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти
сходства и отличия.
«Волшебные
слова»
Цель:
вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать
поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям,
умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал:
картины и изображения людей.
Ход игры:
злые - добрые, больные – здоровые…
«Особенности
жизни в современном городе»
Цель:
познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать
бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал:
картины и изображения различных предметов, созданных людьми. Ход игры: Дети
поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет.
« Природа и
человек»
Цель:
закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа.
Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и
иллюстрации по теме.
Ход игры:
Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а
что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше
жилось.
«Какой
подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке».
Цель:
воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким
удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться
с интересами другого человека.
Материал:
картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры: Воспитатель
начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует
преподносить и когда.
«Какие
праздники ты знаешь?»
Цель:
Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках,
(народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в
общественных местах.
Материал:
картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры:
Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает
карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней
тематическую открытку.
«Жилище
человека»
Цель:
Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать
любовь к родному дому, Родине.
Материал:
картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.
Ход игры:
Воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает
разное- яранга, хата, изба….
Дидактическая игра «Собери семью»
Цели:
Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных
отношениях родных людей. Развитие связной речи детей.
Воспитывать
любовь и уважение к своим родным.
Материал: карточки с изображением членов
семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка, карточки - обуви, одежды)
Правила:
Есть в доме
любом семейный альбом.
Как в
зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не
всегда мы красивы -
Зато эти
фото - правдивы.
Хранится
альбом в нашем доме,
Семейные
снимки хранятся в альбоме.
1 вариант:
Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.
Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой
семье?
2 вариант:
Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать, кому
принадлежат эти предметы, и объяснить, почему так решили.
Дидактическая игра «Покормим
птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат:
«пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих
деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих
деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают
клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире
открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическая игра «Позови свою
маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную
выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто
у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови,
цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и
показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Дидактическая игра «Городские
силуэты»
Цель:
Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства города,
развитие восприятия внимания памяти, речи.
Игровой
материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки
с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых
включает в себя включает только один правильный силуэт.
Ход игры:
Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения.
Выбрать из
прилагаемых вариантов карточек с силуэтами соответствующий цветному
изображению.
Усложнение
игры:
1. выбрать
силуэт по памяти.
2. составить
небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.
Дидактическая игра «Узнай, обведи,
назови»
Цель: Закреплять знания о символах
города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.
Игровой
материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и
памятниками.
Правила
игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести
контур цветным карандашом.
Дидактическая игра «Логическая
связь»
Цель: Закреплять знания об
архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь,
доказывать, уметь обосновывать свой ответ.
Игровой
материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.
Ход игры:
Найти логическую взаимосвязь между картинками и объединить их в пары. Уметь
обосновать свой выбор.
Дидактическая игра «Что лишнее? »
Цель: Закреплять знания об
архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь,
доказывать, уметь обосновывать свой ответ.
Игровой
материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.
Ход игры:
Рассмотреть картинки с изображениями. Выбрать «лишнюю» картинку. Уметь
обосновать свой выбор.
Дидактическая игра «Что общее? »
Цель: Закреплять знания об
архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь,
доказывать, уметь обосновывать свой ответ.
Игровой
материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.
Ход игры:
Рассмотреть картинки с изображениями. Объяснить чем они похожи.
Дидактическая игра «Какой дом»
Цель игры: развивать внимание,
сообразительность, мышление, речевую активность.
Правило
игры: поймав
мяч быстро назвать слово.
Игровое
действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из 2
этажей (какой) - …. (двухэтажный) .
- Дом из 3
этажей (какой) - (трехэтажный)
- Дом из 5
этажей (какой) - (пятиэтажный)
- Дом из 9
этажей (какой) - ….
- Дом из 12
этажей (какой) - ….
Дидактическая игра «Какой дом»
Цель игры: развивать внимание, сообразительность,
мышление, речевую активность.
Правило
игры: поймав
мяч быстро назвать слово.
Игровое
действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из
дерева (какой) - …. (деревянный) .
- Дом из
кирпича (какой) - (кирпичный)
- Дом из
глины (какой) - …
- Дом из
камня (какой) - ….
- Дом из
стекла (какой) - ….
- Дом изо
льда (какой) - … .
- Дом из
снега (какой) - …
- Дом из
бумаги (какой) - … .
- Дом из
картона (какой) - … .
Дидактическая игра «Скажи
ласково»
Цель игры: развивать внимание,
сообразительность, мышление, речевую активность.
Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.
Игровое
действие: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой –
маленький, игрушечный.
Я буду
говорить про большой дом, а вы про маленький.
- У меня
дом, а у вас? (домик) .
- У меня
стены, а у вас? (стеночки) .
- У меня
дверь, а у вас? … .
- У меня
окно, а у вас? ….
- У меня
ступеньки, а у вас? ….
- У меня
крыльцо, а у вас? … .
- У меня
кирпичи, а у вас? … .
Дидактическая игра «Да - нет»
Цель игры: развивать логику, умение ставить
вопросы, делать умозаключения.
Правила
игры: на
вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет», вопросы строятся в
логической последовательности.
Игровое
действие: водящий выходит из комнаты, дети выбирают среди иллюстраций одну, по
которой водящий будет задавать вопросы.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цель игры: упражнять в умении анализировать
изображение, выделять характерные черты, части и особенности объекта.
Правило игры: рассматривая картинку, определить
недостающую деталь, фрагмент.
Игровое
действие: словесно или наглядно восстановить объект.
Дидактическая игра «Фотограф»
Цель игры: Упражнять в узнавании
достопримечательностей города.
Правило
игры: отгадывать
только по видимому фрагменту.
Игровое
действие: ребёнок - «фотограф» выкладывает иллюстрацию с изображением
достопримечательности в «фотоаппарат» и предлагает отгадать, что он собирается
снять. Остальные дети видят лишь часть иллюстрации в объектив фотоаппарата и
пытаются узнать достопримечательность.
Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Цель игры:
Формировать
обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их
повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить
различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать
связь между исчезновением корма и отлётом пт
Знакомить с
основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать
память, внимание, речь.
Воспитывать
любовь к природе родного края.
Варианты
игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям
предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну
сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на
другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт
описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п.
Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо
найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок
может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря
название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель
предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог
убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не
стало.
Дидактическая игра «Собери герб нашего города».
Цель: закреплять представление детей о
гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные
признаки.
Материалы:
образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов
Ход игры: 1.
Дети собирают герб по образцу.
2. Дети
собирают герб по памяти.